Продольная и поперечная привязка монтажного крана, определение опасных зон

На стройгенплане привязку крана целесообразно выполнять в следующей последовательности:

  1. Выбрать тип и марку крана, определив его расчетные параметры;
  2. Выполнить поперечную и продольную привязку крана с определением конструкции подкрановых путей;
  3. Определить опасные зоны здания и крана;
  4. Запроектировать временные внутрипостроечные дороги.
    1. Выбор типа, марки крана, определение его расчетных  параметров приведено в разделе выбор методов производства работ 
    2. Поперечная и продольная привязка крана с определением конструкции подкрановых путей

При поперечной привязке башенного крана с поворотной платформой ось крановых путей располагают  от выступающей части здания на минимальной расстояние по формуле 2.1:

Lmin= Z + d,                                                (2.1)

 где    Z  – задний габарит крана, м.

d — мин допустимое безопасное расстояние от выступающей части крана до габарита здания (принимается 1 м).

Рисунок 2.1 – Положение оси подкранового пути

 Продольная привязка подкрановых путей башенного крана заключается в определении требуемой протяженности крановых путей.

Расчетная длина подкранового пути определяется, исходя из минимальной длины одного полузвена рельса, которая равна 6,25 м. Количество звеньев принимайте в зависимости от длины здания, подкрановый путь рекомендуется располагать симметрично относительно здания. Минимальная длина подкрановых путей 25 м.

3. Определение опасных зоны здания и крана

При работе крана на строительстве зданий можно выделить следующие опасные для нахождения людей зоны (рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 – Определение опасных зон

Опасная зона здания — (определяется согласно приложению 2 к Правилам по охране труда при выполнении строительных работ от 31 мая 2019 г. № 24/33)  — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Площадь этой зоны определяется контуром здания с добавлением  минимального расстояния отлета груза со здания. В опасной зоне здания можно размещать только монтажные механизмы, складирование материалов здесь запрещено.

Зона обслуживания краном или рабочая зона крана, определяемая радиусом максимального рабочего вылета стрелы крана на участке между крайними стоянками крана.

Опасная зона работы крана — место возможного падения груза при перемещении. Для большинства кранов граница зоны определяется радиусом, равным сумме максимального рабочего вылета крюка и минимального расстояния отлета груза при перемещении его краном.

Опасная подкрановых путей — огражденная территория подкрановых путей. Минимальное расстояние от рельса до ограждения принимается равным 0,7 м;

Опасная дороги — участки дорог, подъездов и подходов в пределах перечисленных зон.

При привязке башенных кранов в стесненных условиях возникает необходимость ограничить его движение; поворот стрелы; изменение вылета стрелы крана; передвижение крана или грузовой тележки. Применяемые ограничения могут быть принудительного или условного порядка. Принудительные ограничения осуществляются установкой датчиков и концевых выключателей, производящих аварийное отключение крана в заданных пределах и не  зависит от действия крановщика.

Условные ограничения полностью рассчитаны на внимание и опыт крановщика. Условные ограничения показывают на местности хорошо видимых сигналами: днем – красными флажками, в темное время суток – освещением. Размещение сигналов с указанием способа их использования наносят на стройгенплан.

4. Проектирование временных внутрипостроечных дорог

Схема расположения временных дорог должна обеспечить подвоз материалов и конструкций в зоны действия подъемных строительных машин, поэтому трассы дорог проектируются после поперечной и продольной привязок монтажных путей кранов.

Часть зоны действия крана, расположенную между дорогой и монтажными путями, отводят под открытые склады наиболее тяжелых материалов. Построечные дороги устраивают кольцевыми, а на тупиковых подъездах предусматривают площадки для разворота транспортных средств.

В зависимости от верхнего покрытия дороги могут быть: грунтовыми с усилением покрытия песчано-гравийной смесью; с твердым покрытием, в том числе из сборных железобетонных плит. Дороги с твердым покрытием устраивают при продолжительности строительства более одного года или при неблагоприятных гидрогеологических условиях. Обычно их делают из сборных железобетонных плит.

Решения по устройству временных дорог приведены в Типовых решениях обустройства строительных площадок.

 

Согласно Рекомендациям по обустройству строительных площадок при строительстве объектов жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения при трассировке дорог должны выдерживаться указанные ниже расстояния: между дорогой и складской площадкой — 0,5—1 м; дорогой и подкрановыми путями — 6,5—12,5 м; дорогой и забором — не менее 1,5 м.

Кроме того, необходимо соблюдать следующие требования:

       ширина временных дорог при одностороннем движении должна быть не менее 3,5  м, при двустороннем не менее 6 м;

       при одностороннем движении между дорогой и складами нужно оставлять полосы шириной не менее 3 м для стоянки транспорта под разгрузкой и длиной 12—18 м;

       дороги целесообразно делать кольцевыми, а при необходимости тупиков следует предусматривать для разворота машин площадки размерами не менее 12×12 м.