Организация подрядных торгов

Тендер – конкурентная форма размещения заказов на строительство объектов, выполнения работ, оказания услуг или поставку материалов по заранее объявленным условиям, предусматривающая выбор подрядчика или поставщика в результате конкурсного отбора.

Подрядные торги в строительстве являются приоритетным методом размещения заказов на выполнение СМР, так как при этом создаются наиболее благоприятные условия для выбора исполнителя.

Виды торгов:

  • открытые и закрытые – в зависимости от того, допускаются к участию в торгах неограниченное число претендентов или только те, которые удовлетворяют специально оговоренным условиям
  • первичные и повторные – в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету
  • гласные и негласные – в зависимости от участия оферентов в процессе торгов и оглашения их результатов

Основными участниками торгов являются:

заказчик – организатор торгов

тендерный комитет – орган, обеспечивающий проведение процедуры торгов

претенденты (оференты) – участники торгов. Инициатором и организатором торгов является заказчик:

Основные функции заказчика:

  • принятие решения о проведении торгов
  • формирование тендерного комитета
  • подготовка документации для объявления торгов (публикация объявлений, рассылка предложений)
  • осуществление контроля за деятельностью организатора торгов и участие в тендерном комитете
  • утверждение результатов торгов
  • установление окончательных условий контракта и его заключение с победителем
  • рассмотрение апелляций на решение тендерного комитета
  • ликвидация тендерного комитета
  • несение всех расходов по подготовке и проведению торгов.

Тендерный комитет – это постоянный или временный орган, созданный заказчиком или организатором торгов.

В состав тендерного комитета входят:

  • представитель заказчика
  • организатор торгов
  • эксперты (специалисты в строительной сфере, менеджеры).

Основные функции тендерного комитета:

  • сбор заявок на участие в торгах
  • разработка и рассмотрение тендерной документации
  • ознакомление претендентов с тендерной документацией
  • сбор, хранение и оценка представленных предложений
  • проведение торгов и их оформление
  • определение победителя и представление его на утверждение или принятие другого решения по результатам торгов
  • публикация в СМИ отчетов по результатам торгов.

Претенденты – организации, выразившие желание участвовать в торгах на условиях, объявленных организатором и подавшие заявку в письменном виде.

Порядок проведения торгов. Открытые тендеры имеют общую схему. В первую очередь делается объявление в СМИ, на сайте компании или специализированных интернет-ресурсах. Сообщаются сроки и форма подачи заявки на участие.

Организатор собирает заявки от претендентов и прием заявок прекращается. В оговоренный заранее период рассматриваются все кандидатуры и формируется список организаций, допущенный к участию в следующем этапе.

На следующем этапе каждому претенденту направляется одинаковый пакет документов с четкими критериями для формирования тендерного предложения. Такой пакет содержит техническое задание, чертежи, сметы и др. детальную информацию. Затем претенденты направляют организатору торгов предложение, которое носит название оферты, а лицо, от имени которого предоставляется оферта, является оферентом. Оферта должна содержать четкие сроки завершения работ, их реальную стоимость и другие вопросы, указанные в техническом задании. Подается оферта в срок в заклеенном конверте. В назначенный день она вскрывается тендерным комитетом. Данная процедура гарантирует, что ни одному претенденту не будет оказано предпочтение, а все предложения будут изучены одновременно.

Помимо оценки предложения оференты проходят дополнительную проверку. Изучается их репутация, кредитная история и взаимоотношения с контрагентами, налоговая история.

После этого выбирается победитель, о чем извещаются остальные оференты. Победитель заключает договор подряда с заказчиком на условиях, указанных в оферте не позднее чем через 20 дней после завершения подрядных торгов.

Порядок проведения в строительстве регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь», а также Положение, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 «положение о порядке формирования договорной цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».